Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕПРИНЯТЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ В КОЛЛЕКТИВЕ СВОИХ СВЕРСТНИКОВ………………………………………4
1.1 Проблемы общения и взаимодействия старших дошкольников………...4
1.2 Причины непринятия детей в коллективе сверстников………………….9
1.3 Особенности взаимодействия педагога ДОУ с детьми, непринятыми в коллективе своих сверстников…………………………………………………..14
1.4 Методы, приемы, формы организации психолого-педагогической поддержки………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена той ролью, которую играют социальные навыки в развитии детей старшего дошкольного возраста. В том случае, если ребенок способен поддерживать продуктивное взаимодействие со сверстниками, эффективно разрешать конфликты, то он и в дальнейшем сможет легко интегрироваться в новый коллектив – школьный. Если же у ребенка существуют какие-либо поведенческие проблемы, то нередко он становится непринятым сверстниками. Переживания по поводу своего статуса влияют на эмоционально‐мотивационные качества личности дошкольника. Не находя сочувствия среди сверстников, защищая себя, ребенок может проявлять агрессию. Устойчивые отрицательные переживания способны привести к формированию депрессивного состояния. Вот почему данная категория детей нуждается в психолого-педагогической поддержке.
Объект исследования – феномен непринятых дошкольников седьмого года жизни в коллективе сверстников. Предмет исследования – оказание психолого-педагогической поддержки непринятым дошкольникам седьмого года жизни в коллективе сверстников.
Цель исследования – охарактеризовать оказание психолого-педагогической поддержки непринятым дошкольникам седьмого года жизни в коллективе сверстников. Задачи исследования:
1) выявить причины непринятия детей в коллективе сверстников;
2) осмыслить особенности взаимодействия педагога ДОУ с детьми, непринятыми в коллективе своих сверстников;
3) перечислить методы, приемы, формы организации психолого-педагогической поддержки.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме настоящей работы).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, включающего 24 источника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕПРИНЯТЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ В КОЛЛЕКТИВЕ СВОИХ СВЕРСТНИКОВ
1.1 Проблемы общения и взаимодействия старших дошкольников
Старший дошкольный возраст, начинающийся в пять и завершающийся в семь лет, – это самоценный период развития личности ребенка, когда психические и физические возможности позволяют ему более осознанно воспринимать и оценивать окружающую действительность; активно интересоваться происходящим; устанавливать, пусть и весьма специфично, свое место в социуме (группа детского сада как микромодель), относительно критично относиться к себе и поступкам сверстников.
Представление о себе у старших дошкольников в основном положительное. Об этом говорится в публикации Е.И. Гилевой [4]. Позитивное восприятие ребенком собственного «Я» влияет на успешность деятельности, способность завязывать дружеские отношения. Опыт самосознания закладывает предпосылки для становления у старших дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
В старшем дошкольном возрасте существенно расширяются социальные контакты, что обусловлено увеличением словарного запаса. В пособии Е.О. Смирновой, посвященном вопросам общения дошкольников со сверстниками и взрослыми, указано, что на седьмом году жизни у многих детей складывается новая форма общения. К 6-ти – 7-ми годам примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает характер, не «привязанный» к ситуации: «Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным общение, не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий» [19, с. 61]. Несмотря на эту возрастающую тенденцию, общение старших дошкольников чаще всего происходит на фоне совместного дела – игры или продуктивной деятельности. Примечательно и то, что ближе к 7-ми годам, у детей возникают устойчивые избирательные привязанности: в зависимости от интересов ребята собираются в небольшие группы со своими друзьями, где играют и общаются.
Для старших дошкольников характерно эмоциональное предвосхищение событий. Говоря иначе, предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков. Вербально это может быть выражено так: «Если я дам поиграть своей подруге новой куклой, то она очень обрадуется». Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему.
Характеризуя продуктивность контактов, устанавливаемых старшими дошкольниками, автор кандидатской диссертации, посвященной особенностям психического развития детей 6 – 7 лет, С.В. Клементьева [11] отмечает, что эффективное взаимодействие возможно не всегда. Причина – эгоцентризм: общаясь, каждый ребенок стремится высказаться как можно больше. Это означает превалирование инициативных высказываний над ответными реакциями.
Ребенку пока еще гораздо важнее поделиться своими чувствами и эмоциями, нежели выслушать партнера по взаимодействию. Поэтому обычно акт коммуникации получается «рваным», так как дети постоянно перебивают друг друга. Взаимодействуя с другими детьми, старшие дошкольники пытаются управлять действиями партнеров, что проявляется в навязывании собственного мнения, поучениях, замечаниях. Высказывания в адрес сверстника так или иначе связаны с собственным «Я» ребенка» [11].
Особенностям коммуникативного развития старших дошкол
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. № 6421. – 25 ноября.
2) Авдулова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: ВЛАДОС, 2016. – 298 с.
3) Бывшева М.В. Половая идентификация дошкольников в контексте социального познания // Грани познания. – 2009. – № 3. – с. 44-46.
4) Гилева Е.И. К вопросу о социально-личностном развитии дошкольника посредством игровой деятельности // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». – 2012. №14. – с. 190-193.
5) Деркунская В.А. Педагогическая поддержка социализации современных дошкольников: от диагностики к технологии // Дошкольная педагогика. – 2018. № 2. – с. 4-7.
6) Джахпараева Д.Ю. Сущность агрессивного поведения личности дошкольника // Вестник Дагестанского научного центра Российской Академии образования. – 2014. № 2. – с. 48-53.
7) Дощанова С.М. Межличностные отношения детей дошкольного возраста // Инновационная наука. – 2016. № 1. – с. 252-253.
8) Зайцева О.Ю. Феномен непринятия в группе сверстников старшего дошкольного возраста // Инновационные технологии в науке и образовании: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс», 2015. – с. 217-218.
9) Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Курск, 2009. – 22 с.
10) Казанникова А.В. Проект модели психолого-педагогической поддержки ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Научный альманах. – 2015. № 8(10). – с. 478-483.
11) Клементьева С.В. Психологические особенности формирования детей 6-7 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.12. – Н. Новгород, 2012. – 20 с.
12) Кожохина К.С. Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция // Солнечный свет: международный педагогический портал. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/agressivnoe-povedenie-doshkolnikov/. – Дата обращения: 24.05.2018.
13) Койнова Е.В. К вопросу о формировании коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. №4 (24). – с. 76 - 78.
14) Кривцова С.В. Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста: Теория и практика взаимодействия с трудными детьми. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 60 с.
15) Пивненко Т.В. Особенности игры детей-дошкольников, не принимаемых сверстниками // Психологическая наука и образование. – 2007. №3. – с. 16-26.
16) Провоторова М.Н. Способы эффективного взаимодействия педагогов с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере // Образование и воспитание. – 2016. №4. – с. 22-24.
17) Радионова Е.И. Взаимодействие педагога с агрессивными детьми // Постулат. 2017. №4. – с. 13-18.
18) Семенова Л.Э. Возможности использования групповых ритмичных игр в процессе оптимизации социально-психологического благополучия старших дошкольников // Вестник Мининского университета. – 2016. № 4. – с. 81-86.
19) Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с.
20) Соколова Е.В. Личностно-развивающее взаимодействие ребенка и воспитателя // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. – 2014. № 2. – с. 26-30.
21) Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Психологическая компетентность воспитателей. – М.: Учитель, 2014. – 143 с.
22) Тупахина Т.В. Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду // Ресурсы образования. – 2012. – № 10. – с. 9-13.
23) Удова О.В. Особенности принятия друг друга родителями и детьми старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. № 4(7). – с. 286-289.
24) Чувашова Н.Я. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы: сб. науч. трудов Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица: В 2 ч. Ч. 1. – Екатеринбург: УГПУ, 2014. – с. 257-262.